Роботы в тоннельном строительстве
05.10.2014
В конце этого года планируется начать запуск в тестовую работу нового оборудования для обследования тоннельных коммуникаций на предмет повреждений без участия человека. Несколько стран ведут активные разработки в этом направлении, и первые практические результаты мы осветим в этом обзоре.
Европа
В мадридском университете почти закончена работа над новейшей роботизированной системой POBINSPECT. Под эгидой Европейского консорциума школ и с бюджетом в 6,8 миллиардов долларов здесь удалось создать систему, состоящую исключительно из компьютера и управляемого им робота-исследователя. Также им понадобится отличный мастер по нанесению венецианской штукатурки, который сделает качественную отделку.
Предыдущие поколения подобных роботов должны были управляться человеком и останавливаться на каждом шве тоннеля для детального сканирования, контролируемого человеком. Новая система вовсе не требует участия в процессе оператора, а принцип ее действия заключается в обработке стен тоннеля ультразвуком. В ближайшее время разработка будет тестироваться при строительстве лондонского метро, в швейцарских тоннелях и греческих автомагистралях. При успешном завершении тестов модель планируется наладить к выпуску к концу 2016 года.
Канада
Канадские ученые параллельно с европейскими коллегами разработали свой аналог роботизированной контролирующей системы. Их новейший робот VLTB, разработанный в канадском городе Эдмонтон, обеспечивает автоматическую съемку проложенных тоннелей через каждые 200 метров пути. Ранее для подобных манипуляций приходилось перекрывать движение в тоннеле на несколько часов, однако теперь сканирование проводится без ограничения штатной работы тоннеля. Этот робот осуществляет коррекцию прокладки тоннеля в соответствии с планом строительства, на что ранее тратилась масса времени и сил строителей. VLTB уже успешно прошел первые тестовые испытания при прокладке километрового тоннеля, и его создатели считают, что не за горами массовый выпуск новейшей строительной техники.
США
Сканирующий бетонные поверхности робот был разработан и в США. Его главным предназначением стало обследование атомных реакторов на предмет мельчайших дефектов. Ранее такие работы выполнялись людьми и являлись крайне опасным видом деятельности по целому ряду показателей. Сегодня робот, который имеет необходимое количество сенсоров и успешно преодолевает препятствия на поверхности реактора в виде гаек и болтов, является оптимальной заменой хрупкому человеку. В планах расширить возможности его использования, задействовав систему в процессах проверок плотин, добавив к его функциям способность измерять влажность и другие параметры. Выпуск робота для коммерческих целей будет начат в 2016 году.
Врезка автодорожного тоннеля. Сочи.
Работы по строительству автодорожного тоннеля на третьем тоннельном комплексе начались с южного портала.
Это будет самый большой щит, задействованный в строительстве совмещенной дороги гигантская машина диаметром 13 м, длиной 80 м и весом 1500 тонн.