Преимущества заочного образования
18.06.2020
Показательно, что в 2019/20 учебном году в государственных вузах заочники составляли 38 %, в негосударственных — 59 %. То есть в негосударственных вузах наиболее востребованной является именно заочная, а не дневная или вечерняя форма образования.
Таким образом, наблюдается следующее противоречие: при распространенности негативного мнения о заочной форме обучения количество выбирающих ее студентов постоянно растет.
С чем это может быть связано, что стимулирует абитуриентов подавать документы на заочные отделения высших учебных заведений, какие цели они при этом преследуют?
Для ответа на эти вопросы было проведено исследование среди студентов-заочников старших курсов московских институтов. В опросе участвовали 300 человек. Им было предложено заполнить анкету с вопросами о том, каких целей они придерживались при поступлении в вуз, насколько они были достигнуты и как изменились к концу обучения.
На диаграмме приведено распределение целей, ради которых студенты получают высшее образование по заочной форме. Часть из них (33 %) считают своей главной задачей с помощью диплома о высшем образовании и приобретенных знаний продвинуться в карьерном плане, 27 % рассчитывают повысить уровень оплаты своего труда. Для 13 % опрошенных важен диплом, потому что сейчас подавляющее большинство профессий требует наличия высшего образования; 11 % планируют сменить специальность, а для 10 % определяющими являются знания, которые им необходимы для работы на уже занимаемых должностях.
Анализ результатов исследования показал, что за время обучения цели изменились незначительно и, по мнению самих студентов, в основном они будут достигнуты. Многие считают, что заочное обучение в перми дало им то, к чему они стремились при поступлении, то есть их ожидания полностью оправдались.
В таком случае остается открытым вопрос, откуда же возникает недовольство «заочкой»? Скорее всего оно появляется не в процессе учебы, а по окончании вуза, когда выпускник не в состоянии сменить, как планировалось, работу на более интересную, высокооплачиваемую. Это может происходить не по причине некачественного образования, а в связи с наличием острой конкуренции среди специалистов на рынке труда.
Кроме того, неудовлетворенными оказываются те, кто ставит перед собой задачи, не соотносимые с тем, что может дать «заочка». Например, если на заочное отделение в пермь колледжи специальности идет выпускник школы, он, привыкнув к обстоятельному изложению материала, полному контролю за обучением со стороны преподавателя, надеется, что так будет и в вузе. Здесь он сталкивается только с постановочными лекциями, может практически полностью распоряжаться временем и должен большую часть материала изучать сам по пособиям и учебникам.
По материалам фэк.рф.